Резьба по дереву и камню - национальный Балийский промысел
Бали давно славится своими резчиками по камню и дереву. Несмотря на то, что резные каменные фигурки, главным образом, использовались для украшения храмов и дворцов, у резчиков было намного больше свободы действий в использовании их материала, чем у художников и иллюстраторов.
Входные ворота в храм символизировали грань между внешним и внутренним миром, и потому часто там вешались самые невероятные фигурки. Наряду с изображениями богов и демонов, резчики часто изображали сцены из общественной жизни, многие храмы украшены гримасами голландских колонизаторов, включая изображения велосипедов, пьяных вечеринок, автомобильных аварий и даже самолетов. Современный центр резьбы по камню в Бали – деревня Батубулан, расположенная на полпути между Денпасаром и Гианьяром.
И хотя вы можете встретить прекрасные образцы резьбы по камню по всем острову, храмы на севере считаются самыми лучшими. Если вы планируете посетить север Бали, найдите время, чтобы увидеть Пура Медуве Каранг в Кубутамбахане, Пура Далем в Ягараге и Бура Бейджи возле Сингарайи.
Резьба по дереву, как и по камню, традиционно развивалась в храмовой и дворцовой архитектуре, самостоятельное «скульптурное» направление было развито не сильно. Искусно вырезанные демоны и мифические существа украшают столбы, двери, перемычки и оконные ставни, чтобы защитить здания от злых духов. У скульпторов была намного больше свободы в выборе сюжетов, т. к. они производили инструменты и предметы обихода. После проникновения европейцев, резьба по дереву начала развиваться в более инновационном и коммерческом направлении.
Несмотря на то, что в резьбе по дереву существует несколько известных имен (например, Ида Багус Ньяна), профессиональное сообщество страдает от того, что каждая деревня специализируется на производстве работ в определенном стиле. Деревня Мас около Убуда известна за свои статуэтки, изображающие женщин, Будд, героев индуистского эпоса, а также традиционные маски Топенг и Ваянг вонг.